Летом 2011 года на экраны кинотеатров выходит фильм Восстание обезьян (Rise of the Planet of the Apes), который представляет собой приквел к серии фильмов о Планете обезьян. Энди Серкис и Терри Нотари ответили на вопросы о сценарии, съемках и технологиях.
Энди, насколько работа в этом фильме отличается от работы в Кинг-Конге? Энди Серкис: Полностью отличается, потому что Конг был 25-футовым бабуином, а этот род шимпанзе, выведенн людьми и наделенный интеллектом. Фактически, Терри около месяца до моего прихода работал с разными исполнителями и я до последнего не думал что окажусь в команде актеров этого фильма, потому что играл 25-футовую гориллу и у меня могло получится неправдоподобно. Кроме того, очевидно, что гориллы, шимпанзе и орангутаны передвигаются по-разному. Поэтому мне пришлось с нуля готовиться к новой роли. Это все равно что после Короля Лир начать играть Гамлета, совершенно разные роли.
Вы не могли бы сказать пару слов о том, как вы изучали шимпанзе? Терри Нотари: Много видео. Видео, видео. Вероятно, это лучший способ. Мы включали видео, в павильонах, где работали и пытались подражать им, затем приходили домой и снова смотрели эти фильмы перед сном и замечали мелкие нюансы и тонкости. Я думаю, что поведение и движения персонажей в этом фильме переданы действительно подлинно. Большие скачки и прыжки – это просто, но есть еще много маленьких тонкостей, которые имеют огромное значение и делают обезьян особенными. Мы сосредотачивались на том, чтобы во всех видео отыскать особенности движений, мышления и ритма все трех обезьян: горилл, орангутанов и шимпанзе. Все они сильно отличаются друг от друга. Энди Серкис: Кроме того, мы пытались понять не только телодвижения гориллы, шимпанзе и орангутана, но и самих персонажей. Они – главная красота этого невероятно умного сценария, который рассматривает каждую обезьяну с таким уважением, как будто это человек. И в этом нет сепаратизма. Они описаны со всей глубиной. Это одна из причин, почему я и Терри согласились участвовать в фильме. Это блестящий сценарий и фантастическая современная аллегория о злоупотреблении человека природой. Он написан с любовью и в этом заложен огромный смысл. Мы не просто изучали движения обезьян. Если бы в кино нужны были только движения, можно было разместить датчики на обезьяне и позволить ей подвигаться в студии. В фильме, каждое движение сопровождается актерской игрой. Собственного говоря, Цезарь (прим. обезьяна, персонаж Серкиса) красиво описанный персонаж и я получил возможность играть его, такого невинного шимпанзе, воспитанного человеком, с 3-летнего возраста и до становления его революционером, он практически Че Гевара.
Одна из заинтересовавших нас вещей, которые мы увидели на съемках, это устройства для удлинения Ваших рук. Не могли бы Вы рассказать об этом подробнее? Терри Нотари: Да, ну что ж, эти приспособления были необходимы чтобы сыграть практически четвероногое животное и WETA (студия спецэффектов в Новой Зеландии, основанная в 1993 году Питером Джексоном и партнерами) нашли способ сделать это. Все, что нам нужно было делать, это только сгибать и разгибать запястья, так как будто бы мы ходили не на ладонях, а на суставах. При подобной ходьбе вес распределяется таким образом, что это начинает соответствовать анатомической походке обезьян. Потребовалось время, чтобы привыкнуть к ним. Первые несколько неделю у нас даже были травмы. Эти приспособления требовались только для съемки передвижения, а затем их снимали и в статичном кадре пользовались своими руками.
Энди, Вы просматривали оригинальные фильмы с точки зрения изучения персонажей? Энди Серкис: Я просматривал их не с точки зрения персонажей, а всей мифологи, пытаясь увидеть к чему будет стыковаться наш приквел. И есть много ссылок к оригинальным фильмам, например имена персонажей, их роль, характер и история. Это похоже на просмотр документальных фильмов, в которых Родди Макдауэлл (актер оригинальных фильмов) рассказывает о целой мифологии пяти фильмов. Сценарий оказался на моем столе, когда я снимался в другом фильме, и я понятия не имел, когда этот проект был придуман. Очевидно, что авторы любят франшизу «Планета обезьян» и они нашли очень хитрый способ возродить ее. Так что просмотр оригинальных фильмов был полезен в целях полного погружения в фильм.
Были такие движения, которые не может сделать человек? Энди Серкис: Нет, хотя конечно, их движения более продвинуты, чем наши. Они тоже говорят и делают это разными способами – сначала по-своему, потом на нашем языке. Мы буквально пройдем путь от четвероногих до интеллектуальных существ.
Энди, Вы работаете с технологией захвата движения с момента ее возникновения в киноиндустрии. За последнее десятилетие произошли какие-то изменения? Энди Серкис: Да, конечно. Сейчас, мы, как никогда приблизились к тому, как обычно проходят съемки игры актеров. 60-70% от всей картины оценивается зрителем по актерской игре, именно поэтому сосредоточиться на актерской игре так важно. Это первое. И я не знаю ни одного фильма, в котором технология захвата движения использовалась так, как в этом. Вы получаете настоящую актерскую игру, а не фильм, в котором персонажи выглядят неживыми, одинаковыми – такой подход я считаю неправильным использованием технологии. Когда я начал работать над Голлумом, мы были сильно ограничены небольшим простанством, напичканным 6-8 камерами. И я не мог выйти за пределы трехметрового квадрата, иначе это вызывало проблемы. И там был только захват движений тела, а мимику лица отрисовывали художники, с Конгом же мы опробовали захват лицевых движений и гримас, путем нанесения маркеров на лицо.
Каких изменений Вам бы еще хотелось? Энди Серкис: Я думаю, мы будем уходить от использования датчиков и появятся камеры, которые будут сами захватывать движения и мимику лица. Возможно через 2-3 года это уже случится.
Что Вы знаете о будущем вашего персонажа Цезаря? Энди Серкис: Некоторые разговоры о следующих сценариях были, но мы не обсуждали именно Цезаря. Я думаю продолжение будет, потому что существуют недостающие звенья между этим фильмом и оригинальным.
В Конге Питер (Джексон) дал вам еще и человеческую роль, что позволило нам видеть вас на экране. Будет ли что-то подобное в этом фильме? Энди Серкис: Мне предложили такую роль, но я отказался. Честно говоря, Цезарь – настолько объемный персонаж, что я вполне удовлетворен как актер своей ролью и у меня нет потребности в дополнительных ролях.
Вы самостоятельно изучали язык жестов? Энди Серкис: Нет, у нас были учителя.
Движения рук обезьян будут отрисованы? Энди Серкис: Нет, все делается сразу в комплексе. Главное сейчас – захватить максимум движений и отснять игру актеров. Нас снимают с нескольких камер, что позволяет художникам отсмотреть наши движения, мимику, подергивания и хорошо передать их.
То есть для рук есть свои датчики? Энди Серкис: Да, маркеры есть на каждом пальце и в любых сценах, камеры фиксируют все движения. Это позволяет не повторять сцену по несколько раз.
Главной особенностью оригинального фильма был перевернутый мир, где люди стали рабами. Вы играете того персонажа, который совершит этот переворот и возведет новый мир. Как вы сохраняете симпатию к своему персонажу, судьба которого – поработить каждого человека. Энди Серкис: Вот это действительно хороший вопрос. Вы увидите его путь с момента появления на свет, увидите как он начинает звереть, запугивать и делать отвратительные вещи. На самом деле не он виноват в этом, он прошел путь от полной невинности до понимания того насколько мир жесток с ним. Он был хорошо воспитан персонажами Джеймса Франко и Джона Литгоу, а они были невероятными гуманистами. Он рос в любящей семье. И на какое-то время вы даже забываете что он – шимпанзе, вы смотрите на него как на ребенка, воспитываемого в атмосфере любви. Затем вы видите как внезапно он звереет, когда оказывается в Убежище Обезьян, где с ним плохо обращаются, запугивают и в конце концов он становится тем, кто начинает доминировать и порабощать других. Я полагаю, вы будете сочувствовать ему.
Вы считаете, что ключ к фильму – индивидуальность характера каждой обезьяны? Терри Нотари: Именно так. В этом сила фильма, я считаю, что тут интеллектуальность присутствует во всем: в сценарии, в персонажах, в обезьянах, в людях. Все обезьяны в фильме, уникальны и выросли в различных условиях. Некоторых мучили в течении нескольких лет, кто-то работал в цирке,но внутри каждой есть личность и есть сила которая объединяет их в команду во главе с Цезарем, как только они становятся генетически более совершенными. Их взгляд и мышление становятся человеческими, и вы замечаете, что чем более они очеловечиваются, тем более жестокими они становятся. Это печально. Таким образом там сильное переплетены вопросы гуманности и того в каком направлении мы движемся.
Это вы тоже почерпнули из фильмов про обезьян? Да, мы отсмотрели очень много фильмов о гориллах, которых удерживали в клетках для экспериментов в течении 20-30 лет. Они просто заключенные. Они получают психическую травму и становятся похожи на людей с расстройством психики от полученных травм, увечий.
|